«Якутия» возьмет в лизинг 10 Boeing 737MAX-7

Авиаперевозчик "Якутия" обновит флот за счет ремоторизованных узкофюзеляжных самолетов Boeing 737MAX. Речь идет о наименее вместительном варианте семейства — Boeing 737MAX-7, который способен перевозить до 172 чел.

Как сообщили ATO.ru в авиакомпании, всего планируется получить в операционный лизинг 10 таких машин в период с 2020 по 2021 г. в соответствии с инвестпроектом, инициированным как самим перевозчиком, так и правительством Республики Саха (Якутия), которому подконтролен оператор. Объем требуемых инвестиций составляет 60 млн долл.

Чтобы обеспечить получение самолетов, авиакомпания будет искать потенциального инвестора. В рамках этого перевозчик может провести допэмиссию, а существующие акционеры готовы продать "до 50% акционерного капитала".

Сегодня "Якутия" располагает пятью узкофюзеляжными машинами предыдущего поколения Boeing 737NG — Boeing 737-800 вместимостью 170 пасс., пятью российскими региональными машинами Sukhoi Superjet 100 вместимостью 95 и 103 пасс., тремя турбовинтовыми Bombardier Q300 вместимостью 50 пасс. и шестью Ан-24РВ вместимостью 48 пасс. Как объясняют в компании, ВС предыдущего поколения менее экономичны в эксплуатации, что особенно чувствительно с учетом роста цен на топливо. Кроме того, растет и стоимость их техобслуживания.

Оператор планирует уйти от разнотипности пассажирских ВС, что снизит себестоимость выполнения полетов и повысит конкурентоспособность "Якутии". Как магистральный тип будут использоваться Boeing 737 (отметим, что Boeing 737MAX-7 отличается повышенной дальностью полета по сравнению с Boeing 737-800, поэтому его появление в парке позволит открыть новые рынки), как региональный тип — Bombardier Q300, а также SSJ 100. Парк станет более унифицированным к 2022 г.

Это уже не первая попытка перевозчика привлечь инвесторов. Еще в конце 2014 г. стало известно, что оператор ищет в Азиатско-Тихоокеанском регионе стратегического инвестора, который будет готов купить половину авиакомпании. Тогда наиболее перспективным считалось сотрудничество с китайскими партнерами. Спустя полтора года сообщалось, что инвестор из Китая сможет войти в уставный капитал перевозчика двумя способами: через поставку оператору пяти самолетов Boeing 737-800 или через предоставление средств на выкуп ВС в собственность. Напомним, что с 2015 г. "Якутия" говорила о планах по переходу от лизинга к владению ВС, чтобы, как уточняла глава авиакомпании Ольга Федорова в недавнем интервью порталу News.Ykt.Ru, у предприятия было имущество, которое «можно закладывать при приобретении кредитов, что даст уйти от госгарантий".

Читайте также  Авиакомпания "Алроса" обновит флот за счет российских самолетов Superjet 100

По словам Ольги Федоровой, переговоры с потенциальными инвесторами из Китая и Японии действительно велись, но были приостановлены. "Интерес китайцев к компании реализовался позже в авиационных проектах совместной инвестиционной российско-китайской межправкомиссии. Для российской стороны это стало новостью, поскольку проект был инициирован со стороны китайских партнеров. То, что сегодня переговоры приостановлены, связано с двумя большими потрясениями на авиарынке — с банкротством "Трансаэро" и приостановлением деятельности "ВИМ-авиа". Сейчас китайские и японские инвесторы наблюдают за происходящим на российском отраслевом рынке и за реакцией властей на ситуацию", — сообщила глава оператора.

По итогам первого полугодия 2018 г. объем пассажирских перевозок оператора немного сократился — на 2,7%, до 363,9 тыс. чел. Тем не менее на этот год компания смотрит оптимистично, рассчитывая стабилизировать деятельность и достичь докризисного уровня чистой прибыли. "Это будет итогом четырехлетней активной работы по повышению эффективности, в рамках которой мы меняли флот, реструктурировали лизинговые платежи», — отметила Ольга Федорова. В начале июня появилась информация о том, что до конца 2018 г. авиакомпания получит в операционный лизинг еще один Boeing 737-800.